параметры поиска

Советы психолога

16 июня 2015 - Администратор
Советы психолога

Наша редакция представляет вашему вниманию советы практикующего психолога Светланы Николаевны Истратовой.

Наша редакция представляет вашему вниманию советы практикующего психолога Светланы Николаевны Истратовой. Светлана Николаевна – горловчанка. Так же, как и остальные жители нашего города переживает обстрелы ВСУ. Мы искренне надеемся, что ее советы помогут жителям Горловки справиться с стрессовыми ситуациями.

 

 

Когда родители в тревоге, у детей обостряются проблемы, связанные с психологическим состоянием, поведением или здоровьем. Можно дать несколько общих рекомендаций, которые имеет смысл выполнять, чтобы ребенок не чувствовал себя слишком тревожно.

 

Безусловно, каждый ребенок индивидуален, и можно лишь дать общие рекомендации родителям, как вести себя с детьми в атмосфере тревожности и неизвестности. О тревоге нужно говорить. Даже если это не обсуждается с детьми, напряжение все равно присутствует, и оно считывается детьми. И даже если ребенка нет в комнате, когда взрослые делятся друг с другом своей тревогой, ребенок будет это чувствовать и тоже тревожиться.

 

 

Важно дать детям возможность обсуждать свои чувства и мысли и задавать вопросы. Также важно, чтобы дети ощущали, что их чувства понятны и естественны в данной ситуации. Объясните детям, что злиться, бояться и тревожиться в такой ситуации совершенно нормально. Не нужно скрывать правды от детей. Объясняйте им простым языком то, что происходит вокруг. Рассказывая, заостряйте внимание на том, что взрослые делают все, чтобы обеспечить их безопасность и как можно скорее вернуться к нормальной жизни. При этом малышам от 2 до 6 лет не так важна суть объяснений, для них значимей чувствовать поддержку, понимать, что изменившееся поведение родителей не имеет лично к ребенку никакого отношения. Для мам и пап детей постарше события в стране – повод объяснить, как устроено общество. Однако лучше затрагивать именно общественные аспекты, а не политические.

 

Лучшая тактика в разговорах с детьми на животрепещущую тему – ровный тон, честность, освещение ситуации с разных сторон. Не следует говорить о том, что кто-то хороший, а кто-то плохой. Какую бы сторону в противостоянии люди ни поддерживали, всем одинаково страшно за свое будущее. Любые события, которые происходят в обществе, так или иначе, отражаются на семье. Соответственно, то, что происходит в семье, будет иметь какой-то отклик в том, что происходит с ребенком. Важно поддерживать контакт с ребенком в сложные времена и сохранять толерантность. У людей даже в рамках одной семьи могут быть разные точки зрения по поводу ситуации в стране. Гораздо опаснее ситуация, когда дети, чьи родители имеют противоположное мнение, конфликтуют друг с другом. Даже взрослым сложно не дать развиться чувству ненависти и услышать друг друга, если вдруг оказывается, что коллега, друг или родственник на противоположной стороне. Здесь может помочь мысль, что ненависть сиюминутна, но она перечеркивает отношения людей друг с другом, совместный опыт. И никакие политические взгляды не стоят того, чтобы разрушать устоявшиеся отношения.

 

 

Но какой бы направленности ни была точка зрения взрослых, ребенок в любом случае будет демонстрировать тот взгляд, который поддерживают его родители. И если родители поддерживают Майдан, то и в школе, в разговорах с друзьями, в переписках в соцсетях дети будут выступать за Майдан. Это не значит, что у ребенка такая же осознанная позиция, что и у родителей. У детей еще не сформировано свое мнение, они поддерживают мнение родителей. Если мнения родителей разделилось – ребенок принимает точку зрения того родителя, с кем сильнее эмоциональная связь. Лишь в более взрослом подростковом возрасте ребенок может занять противоположную позицию в качестве противостояния или сформировать уже свою собственную.

 

 

Чтобы гармонизировать состояние ребенка помогите найти занятие, которое даст ему возможность выразить свои чувства. Это может быть рисование, игра, театральные занятия. Можно организовать подобные занятия в группах — в садике, школе... Стоит привлечь к подготовке этих занятий профессионалов — психологов, социальных работников — но сами занятия лучше проводить тем, кого дети хорошо знают, доверяют и любят — родителям, воспитателям, учителям. Вообще, занятия на развитие мелкой моторики, при которых происходит тактильная стимуляция нервных окончаний на руках, приводит к успокоению. Это может быть лепка, игры с песком или крупой. Если ребенок испытывает общую тревогу, старайтесь помочь ребенку конкретизировать свои чувства — так с ними легче справиться. Спрашивайте, чего именно ребенок боится? Чего опасается? Что, как ему кажется, может произойти? Напоминайте ребенку другие ситуации, когда ему приходилось преодолевать трудности и справляться с проблемами или бороться со страхом — причем успешно.

 

 

Направьте внимание детей на активную деятельность. Когда дети заняты чем-то, что напоминает им «прежнюю жизнь» — мирную, спокойную и обычную — это успокаивает и придает уверенности. Лучше всего, когда есть возможность что-то делать вместе с родителями. Детей очень успокаивает, когда они что-то делают вместе со взрослыми, выполняли домашнюю работу, пекли или готовили. Детям может очень нравится лепить пирожки и вареники с мамой или бабушкой. Также лепка очень успокаивает детей. У детей есть замечательная спасительная стратегия от страха – игра. В игре не страшно. Следует быть очень толерантными к тому, что демонстрируют дети, происходящее в стране отражается и в детских играх.

 

Для детей любого возраста и в любой ситуации жизненно важен телесный контакт — объятия, поглаживания, поцелуи. Семейный психолог Вирджиния Сатир говорила, что ребенку для нормального развития необходимы минимум восемь объятий в день. Это могут быть любые физические игры на взаимодействие — все, что дают ощущение физического присутствия. Почаще держите ребенка за руку, кладите руку ему на плечи или на спину, обнимайтесь. Это дает ощущение безопасности и стабильности, которого ребенку не хватает. Иногда даже самым строгим родителям стоит пойти на компромисс и разрешить детям спать в их постели или в их комнате, именно близость родителей дает детям чувство безопасности.

 

 

Важно максимально сохранить ребенку ощущение безопасности: соблюдайте привычный режим, привычную последовательность событий, распорядок дня по возможности не должен меняться. Проводите больше времени вместе с ребенком. Важны не столько занятия какой-то интеллектуальной деятельностью, сколько телесный контакт. Выбирайте такое времяпрепровождение с ребенком, при котором вы физически будете рядом. Важно помнить, и о том, что ребенку необходимо общение со сверстниками. Часто из-за того, что во время военных действий закрываются школы, дет сады, кружки и ребенок лишается привычных контактов. Необходимо постараться это восполнить, возможно, пригласив к себе других детей. Особенно общение важно для детей-экстравертов — тех, кто любит компанию. Но и другим детям общение со сверстниками в такой ситуации очень помогает. Они легко подхватывают друг у друга самые разные способы борьбы со страхом.

 

Следует помнить, что как бы себя не вели дети, нужно понимать, что это нормальная реакция, нормальной психики, на ненормальную ситуацию. И, конечно, Вы не должны забывать и о себе. Возможность помочь ребенку напрямую зависит от Ваших душевных сил, позволяющих справляться с ситуацией. Если Вы испытываете тревогу или даже панику, состояние детей будет очень близким к этому. Не замыкайтесь в своей тревоге. Разговаривайте о своих страхах с другими — с теми, кто может понять Вас и посочувствовать. Возможность поделиться своими чувствами приносит облегчение и усиливает ощущение безопасности и стабильности.

Комментарии (0)